Фигурное катание, конькобежный спорт, хоккей, шорт-трек, керлинг – абсолютно разные виды спорта со своими правилами и законами. Но их всех объединяет лед. Он холодный, но на нем нередко происходит нечто очень горячее. Он твердый, но своей мягкостью помогает делать немыслимое. Он не допускает и не прощает ошибок, но его очень любят дети. Лед всегда одинаковый, но при этом может быть абсолютно разным. И создание льда – целое таинство, которым поделился Владислав Журкевич, начальник отдела подготовки льда конькобежного стадиона.
Лед, как торт – многослойный
Какая связь между льдом и тортом? Самое главное — их любят дети. Сложно найти ребенка, который не любит кататься на коньках, а после откажется от шоколадного торта. Похожи они и процессом создания. Не удивляйтесь, это действительно так. При определенных условиях, шаг за шагом и создается то, что так радует сердце. В самом начале необходимо создать нужный микроклимат в помещении с правильной влажностью, температурой. Это самый важный подготовительный этап, который занимает от 3 до 5 дней. После создания микроклимата начинается работа с плитой. Первоначально толстый слой льда не нужен толстый слой, достаточно основы 1-3 миллиметра толщиной. Для этого используется специальное оборудование – «рамка». На ней есть форсунки, которые напыляют воду на поверхность холодной плиты. Вода моментально замерзает и создает основу. Сам по себе лед серый, но так как нужна красивая картинка, его красят. Для этого используется морозоустойчивая краска. В ее основе – мел, поэтому она экологически чистая, что немаловажно. Для красивого белого цвета необходимо около пяти слоев краски. Это еще один слой толщиной приблизительно в миллиметр. После покраски необходимо «запаковать» краску, еще один слой льда в 1-3 миллиметра. Краска упакована под корочкой льда и пришло время наносить разметку. Разметка бывает нескольких видов, кто-то наносит бумажную разметку, кто-то красит плиту. Нам удобнее пользоваться бумажной разметкой, мы покупаем готовый комплект и укладываем его непосредственно на дорожку. При этом присутствуют геодезисты, которые тщательно проверяют радиусы, углы и пр. После того как мы уложили разметку, можно создавать основной рабочий слой, на котором будут тренироваться спортсмены. Это самый плотный слой – 1,5 – 2 сантиметра. Общая подушка льда будет около двух с половиной сантиметров. Интенсивно намораживаем эту подушку, поливая лед водой из шланга и из специальных машин для подготовки льда. Чередуем холодную и горячую воду, чтобы получалась правильная структура. Вот, собственно, так и получается наш «многослойный» лед.
Главный ингредиент
Для подготовки льда используется не простая вода. На конькобежном стадионе есть специальная станция водоподготовки, которая очищает воду от всех примесей. Стадион заливается дистиллированной водой. Существует много научных разработок, которые говорят, что если в воду добавить определенные вещества, лед будет более скользкий. Но нет уверенности и гарантии, что эти разработки будут работать на конкретном стадионе. Мы выбрали правильный путь – заливать лед чистой водой.
Время терпит
Три дня нужно на создание микроклимата. Первый слой напыляется за один день, затем – день на покраску. Уже пять дней. На шестой день определяются точки, на которых будет наноситься разметка. На седьмой день укладывается разметка и на восьмой-девятый – делается подушка рабочего льда. То есть, на создание льда уходит девять дней, если не форсировать события. А форсировать их нельзя, иначе можно нарушить структуру и получить негативные последствия. Основа льда может находиться на стадионе годами. Рабочий слой можно обновлять по мере необходимости. В зависимости от интенсивности тренировок лед обновляется 1-2 раза в месяц или к каким-то особым соревнованиям. Рабочий слой срезается машинами и заливается свежей водой.
Ничто не вечно
Процесс растопки льда чем-то напоминает процесс разморозки старого холодильника. Холодильник достают из розетки и он потихоньку размораживается. На стадионе выключаются все холодильные установки и лед потихоньку начинает таять. Но к этому процессу необходимо подготовиться, срезать лишний лед. В течение дня плита тает, затем на нее выходит бригада людей, которая шлангом и специальными стяжками (напоминают те, которыми мы моем стекла) смывают краску. Не забываем, что краска на меловой основе и смывается легко. Процесс простой, один поливает, несколько человек стягивают воду. Площадка сконструирована таким образом, что по периметру всего стадиона находится сливная система и вся вода уходит в городскую канализацию.
Каждому — свое
Основный параметр для всех ледовых видов спорта – толщина и температура льда. Хоккей более контактный вид спорта. Когда мужчины весом около 100 кг, в течение каждого периода уничтожают рабочую поверхность, нужно иметь некий запас. Ширина льда для хоккея — 4-5 сантиметров и к концу матча может остаться 2 сантиметра. Для хоккеистов лед должен быть максимально твердым, чтобы он не сильно крошился. Конькобежцам нужно, чтобы в поворотах лед был чуть мягче, чтобы он их держал и не позволял вылететь за борт. Толщина льда для конькобежцев – 2 – 2,5 сантиметра. Фигурное катание – самый непривередливый вид спорта. Лед должен быть не очень мягким, и не сильно твердым. Самое главное – он должен быть без повреждений. Часто бывает, что при выполнении различных фигур льду наносятся точечные, но очень глубокие повреждения. Если во время хоккейного матча площадка уничтожается равномерно, то после проведения тренировки по фигурному катанию повреждаются определенные места, которые нужно закладывать снегом. Выбоины могут доходить до 3-4 см в зависимости от интенсивности работы на льду.
Чудо-машины
Первую машину для заливки льда создал американский разработчик Фрэнк Замбони и его фамилия стала нарицательной для этих машин. Несмотря на то, что сейчас на рынке представлено больше десятка производителей, люди по привычке называют их «замбони». Еще их называют ледозаливочным комбайном или машинами для подготовки льда. В основе этой машины заложена базовая модель уже проверенного автомобиля. В наших машинах стоят двигатели от машины Hundai, обязательно с полным приводом. Конечно, необходим и бак для чистой воды. В машинах, обслуживающих конькобежный стадион, его объем около 1 куба воды. Так же машина оборудована ножом, ведь после интенсивной тренировки машине нужно срезать верхний слой льда. Машинист регулирует угол атаки ножа на лед, срезает верхний слой льда и сразу же из специальных трубочек подается вода, которая заливает все порезы. Вода должна быть теплой, даже горячей, чтобы подтопить налет из снега. После того, как машинист проедет всю площадку, он должен вылить полный бак воды и набрать полный бак снега. При заливке льда большое значение имеет профессионализм машиниста, оценив повреждения, он может выставлять нож, корректировать подачу воды и устранять повреждения.
Особые тонкости
Для того, чтобы подготовить лед, машине нужно один раз проехать по одному участку. Одна машина у нас 180 см, вторая 250 см, каждая рабочая полоса – два проезда машин. Для того, чтобы подготовить нашу конькобежную дорожку, необходимо сделать шесть кругов. На заливку отводится 15 минут, машина справляется за 10-11 и три минуты вода настаивается и превращается в лед. При этом нельзя каждый раз начинать заливку с одного и того же места. На площадке есть узкие места, где чаще всего проезжает машина. С машины капает вода и там может образоваться возвышенность. И как правила, места начала подготовки льда могут смещаться, но не сильно, а метров на пять.
Ледовая живопись
Часто на льду можно увидеть рекламу, надписи или просто участки другого цвета. Для этого нужно вернуться к процессу покраски плиты. Поверхность, окрашенная в разные цвета, будет разной температуры. Это связано с тем, что территория разных цветов по-разному будет впитывать освещение на стадионе. Рабочая часть обязательно должна быть белой. У на конькобежном стадионе, одна полоса белая, другая – синяя. Зачем мы красим в синий цвет? Во-первых, это эстетически красиво, белый хорошо сочетается с синим, который у нас, можно сказать, корпоративный. Во-вторых, на конькобежном стадионе проходят сеансы массового катания и так людям удобнее объяснять, где можно кататься, а где нет.
Рекламу наносят вместе с разметкой. Это можно сделать разными способами. Первый – покраска, существуют специальные трафареты, которые используются каждый сезон. Если реклама коммерческая и размещается на определенный срок, печатается специальный баннер. Он должен обязательно пропускать воду. Если баннер будет водоотталкивающим, есть вероятность, что он будет выталкиваться на поверхность и его срежут машины. Баннер укладывают под рабочий слой и наращивают над ним лед. Когда необходимость в рекламе пропадает, этот баннер можно спокойно убрать или поменять на другой.
Мягкий лед
Мы постоянно получаем обратную связь от спортсменов и чем больше мы общаемся, тем больше понимаем, что восприятие льда – это субъективные ощущения спортсменов. Кому-то лед будет катить, кому-то не будет. Мы прислушиваемся к каждому мнению и если замечаем какие-то тенденции, исправляем их. У нас есть специальное оборудование – скользиметр, разработанный БНТУ. Он проезжает несколько метров по льду и показывает результат – скользкий лед или нет. Мы ориентируемся на пожелания спортсменов, но полностью доверяем прибору.
Ледовые волшебники
У нас в отделе работает 32 человека. Сотрудники работают посменно и обеспечивают тренировочный процесс, который может начинаться в шесть утра и заканчивать в 22.00 – 23.00. Как правило, днем смена работает над тем, чтобы обеспечить тренировки. А вечерняя смена обновляет лед к новому рабочему дню. По сути, работа у нас идет 7 дней в неделю 365 дней в году. Лед никогда не остается без присмотра.
Если лед похож на торт, можно ли пробовать его на вкус?
Часто на массовых катаниях, дети лижут лед. Сам по себе лед безопасен, ведь, как мы помним, в его основе – абсолютно чистая вода, краска тоже экологически безопасная. Но не стоит забывать, что по нему катались люди, а стерильными коньками пока никто не пользуется.
Фото: Минск-Арена
http://www.minskarena.by/node/3